Радиатор кондиционера: устройство и принцип работы
В современных автомобилях обычно осуществляется установка кондиционеров, обеспечивающих климатический комфорт водителя и пассажиров. Эти агрегаты могут иметь ручное или автоматическое (климат-контроль) управление. По своему устройству автокондиционер напоминает обычную холодильную систему и представляет собой замкнутый контур, по которому перемещается хладагент с изменением агрегатного состояния из жидкого в газообразное и в обратном порядке. Одним из основных узлов автокондиционера является конденсор или радиатор.
Основные узлы и принцип работы автомобильного кондиционера

- Компрессор
- Конденсатор и вентилятор
- Ресивер-осушитель
- Расширительный клапан
- Испаритель с вентилятором
Основные узлы автокондиционера и задачи, которые они решают:
- Компрессор, сжимающий хладагент, функции которого обычно выполняет фреон, до газообразного состояния.
- Радиатор с вентиляторами, в котором нагретый фреон охлаждается и превращается в жидкость.
- Ресивер-осушитель – в этом узле осуществляется фильтрация фреона от примесей, грязи и продуктов износа.
- Испаритель с вентилятором – здесь жидкость, поступившая из ресивера-осушителя через терморегулирующий вентиль, трансформируется в пар с генерацией холода, холодная воздушна струя поступает в салон автомобиля и распространяется по нему с помощью вентилятора, фреон возвращается в компрессор для повторения цикла.
- Магистрали высокого и низкого давления. Предназначены для перемещения хладагента.
Для осуществления автоматического управления автокондиционером в системе предусмотрен процессор, контролирующий температуру в салоне авто. Если необходимость в охлаждении воздуха отсутствует, автоматика отключает кондиционер.
Автокондиционер, помимо охлаждения воздуха, выполняет еще одну функцию – удаляет из него лишнюю влагу, которая затем вытекает через дренажные трубки. Решение этой задачи предотвращает запотевание стекол и обеспечивает комфортный только по температуре и влажности микроклимат.
Устройство и принцип работы радиатора автомобильного кондиционера
Наиболее дорогой и часто выходящий из строя узел системы кондиционирования – это конденсор, в котором происходит охлаждение фреона. В качестве металла, из которого изготавливаются элементы радиатора автокондиционера, в основном используется алюминий.

В конструкцию радиатора кондиционера входят:
- Патрубки – входной и выходной. Алюминиевые патрубки соединяются с трубопроводом с помощью фланцев или резьбы.
- Кронштейны – стальные или из алюминиевых сплавов. С их помощью конденсор присоединяется к радиатору охлаждения или к кузову авто.
- Алюминиевые трубки плоскоовальной формы с утолщенными стенками, соединенные коллекторами. Внутри трубок предусмотрены ребра жесткости, обеспечивающие устойчивость радиатора кондиционера к воздействию высокого давления, которое может достигать 7 атмосфер.
- Алюминиевые ленты в виде гармошки, расположенные между трубками. Решают задачу расширения площади материала, участвующего в теплообмене. Ленты соединяются с трубками способом пайки в азотной среде при полном отсутствии кислорода, который затрудняет спаивание алюминиевых элементов.
- Коллекторы круглой или квадратно-овальной формы. Имеют прорези, в которых располагают трубки.
В конструкцию современных радиаторов обычно входит встроенный ресивер-осушитель, представляющий собой алюминиевый цилиндр с фильтром, изготовленным из специальной ткани. В ресиверах со съемной крышкой возможна замена фильтра, при отсутствии крышки такой узел является необслуживаемым. В некоторых радиаторах имеются усилители в виде угловых поперечин.


Как работает радиатор кондиционера: поступающий в этот узел высокотемпературный газообразный хладагент преобразуется в жидкое состояние с активным выделением тепла, которое выбрасывается в атмосферу.
Признаки и причины поломки конденсора
Радиатор кондиционера находится в передней части авто, что обеспечивает эффективное охлаждение фреона во время движения транспортного средства. Но такое расположение приводит к тому, что на узел оказывается деформирующее воздействие. Для его компенсации конденсор устанавливается с использованием резиновых амортизаторов, но, несмотря на это, он остается наиболее уязвимым в конструкции автокондиционера и приводит к некорректной работе всей системы кондиционирования.
Сделать вывод о выходе из строя радиатора можно при наличии одного или нескольких признаков:
- охлаждение воздуха, поступающего в салон, не происходит или оно недостаточное;
- автокондиционер функционирует только во время движения;
- во время стоянок из трубок кондиционирующей системы поступает теплый воздух.
Причинами таких проблем могут быть:
- загрязнение радиатора из-за попадания в него тополиного пуха, грязи и пыли;
- повреждения конденсора и транспортной магистрали;
- изношенные резиновые прокладки;
- превышение нормативного количества при заправке, что приводит к превышению давления в системе.
Диагностика радиатора автокондиционера – необходимость и способы ее проведения
Основная причина неисправностей конденсора – появление протечек в контуре, которые могут образовываться как на самом радиаторе, так и на магистралях. Диагностика кондиционеров позволяет своевременно выявить дефекты и принять решение о способах их устранения.
Способы поиска неисправностей:
- Визуальный осмотр. Если в результате осмотра было выявлено загрязнение конденсора, то можно ограничиться только чисткой. При механических повреждениях понадобятся ремонт или замена радиатора.
- С использованием течеискателя. Такой диагностический инструмент применяется мастерами автосервисов. Он способен обнаружить даже микроскопические частицы хладагента в воздухе. Сигнал о протечке может быть световым или звуковым.
- С помощью специального красящего пигмента, светящегося под УФ-лампой. После обнаружения протечки включают подачу воздушной струи, которая позволяет красителю полностью показать дефект.